Согласно новой редакции части 2 статьи 33 АПК РФ не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам:
- споры о несостоятельности (банкротстве);
- споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
- часть корпоративных споров.

Отдельно стоит сказать о корпоративных спорах и спорах из государственных контрактов.
Большим шагом на пути развития третейского разбирательства стало прямое закрепление в законодательстве возможности рассмотрения корпоративных споров в третейском суде. Теперь по общему правилу корпоративные споры станут арбитрабельными за исключением нескольких категорий споров, прямо названных в законе. К примеру, согласно части 2 статьи 225.1 АПК РФ не могут передаваться на рассмотрение третейского суда:
- споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;
- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов;
- споры, связанные с применением положений Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", касающихся сделок с заинтересованностью и приобретения / выкупа обществом акций;
- споры, связанные с исключением участников юридических лиц, и ряд иных споров.
Обращаем внимание, что арбитражные соглашения в отношении корпоративных споров могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 года. Соглашения, заключенные до этой даты, считаются неисполнимыми. Также, для того чтобы корпоративный спор мог рассматриваться в третейском суде, законодатель устанавливает ряд дополнительных требований. В частности, для рассмотрения ряда споров требуется, чтобы все участники юридического лица, само юридическое лицо и иные лица, являющиеся истцами и ответчиками, заключили арбитражное соглашение и чтобы у институционного арбитража, рассматривающего такие споры, были утверждены, опубликованы в Интернете и депонированы в Министерстве юстиции Российской Федерации правила разбирательства корпоративных споров. Стоит иметь в виду, что арбитражное соглашение о передаче в арбитраж споров участников юридического лица и самого юридического лица может быть в определенных случаях заключено путем его включения в устав.
Применительно к спорам, возникающим из государственных контрактов, необходимо отметить, что согласно новому законодательству эта категория споров становится арбитрабельной со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, на настоящий момент данные споры не подлежат рассмотрению в третейском суде, но законодатель дал надежду на то, что ситуация изменится.
Кроме того, норма о применении Закона Российской Федерации от 07.07.93 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже, Закон о МКА) также была изменена. Напомним, что ранее действие Закона о международном коммерческом арбитраже распространялось на споры сторон, если коммерческое предприятие хотя бы одной из них находится за границей, а также на споры между российскими организациями, если хотя бы одна из них является предприятием с иностранными инвестициями.
Новая редакция, с одной стороны, расширяет сферу применения Закона, поскольку теперь в международный коммерческий арбитраж могут также передаваться споры в случаях, когда место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей. Однако, с другой стороны, из Закона исчезло указание на возможность рассмотрения споров с участием предприятий с иностранными инвестициями. Теперь в международном коммерческом арбитраже могут рассматриваться только споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей. Соответственно, как верно отмечает Ассоциация участников по содействию в развитии третейского разбирательства (далее - РАА), "предлагаемые изменения в Закон о МКА сужают сферу применения международного коммерческого арбитража. В силу этого предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные в Российской Федерации, не смогут передавать на разрешение международного арбитража (в том числе и арбитража за пределами Российской Федерации) их споры между собой, а также с иными российскими субъектами, как это допускается сейчас"

КС РФ разъяснил, как действует принцип беспристрастности третейских судов (постановление КС РФ ОТ 18.11.2014 N 30-П)

 

КС РФ РАЗЪЯСНИЛ, КАК ДЕЙСТВУЕТ ПРИНЦИП БЕСПРИСТРАСТНОСТИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

 Как разъяснил КС РФ, в данном случае для отказа в выдаче исполнительного листа недостаточно факта нарушения объективной беспристрастности третейского суда (автономная некоммерческая организация, при которой создан третейский суд, учреждена стороной спора). Наряду с этим необходимо установить, что была нарушена беспристрастность третейских судей (субъективная беспристрастность). Например, выявить прямую или косвенную заинтересованность третейского судьи в исходе дела.

 Отметим, что по рассмотренному вопросу ВАС РФ занимал иную позицию. По его мнению, нарушения гарантий объективной беспристрастности достаточно для отказа в выдаче исполнительного листа (см. следующие судебные акты). Данную точку зрения разделяет и ВС РФ (см., например, Определение ВС РФ от 07.10.2014 по делу N 308-ЭС14-177, А63-1982/2013).

 По мнению КС РФ, беспристрастность суда обеспечивается выполнением специальных требований, которые предъявляются к третейским судьям (ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Так, например, третейским судьей может быть избрано (назначено) лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела и независимое от сторон. Правила формирования состава третейского суда и порядок отвода третейских судей также служат средством реализации принципа беспристрастности. Независимость третейского судьи гарантирована запретом на вмешательство в деятельность по рассмотрению спора и в принятие решения по делу органов, должностных лиц и сотрудников организации-учредителя данного третейского суда. Кроме того, между третейским судьей и стороной спора, как правило, отсутствуют трудовые и иные (административные, семейные и др.) отношения.

КС РФ РАЗЪЯСНИЛ, КАК ДЕЙСТВУЕТ ПРИНЦИП БЕСПРИСТРАСТНОСТИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ ОТ 18.11.2014 N 30-П)

 

 

Кому хоть единожды приходилось сталкиваться с государственными судами, знает: разбирательство в них затягивается на месяцы, а то и на годы. Бизнесмены не могут позволить себе такую «роскошь» – потеря времени равна потере прибыли.

 

Президент Российской Федерации Владимир Путин два года назад в ежегодном послании Федеральному собранию поставил задачу создать нормативно-правовую базу для третейских судов. В марте этого года на съезде Торгово-промышленной палаты РФ речь шла уже о качественном применении положений нового закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который был подписан Президентом 29 декабря 2015 года и вступит в силу уже 1 сентября этого года.

 

В  Тульской области, открылся Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71.

 

- В 2002 году был принят Федеральный закон № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», который установил порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, создаваемых для разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений, без обращения в государственный суд. Задача третейского суда – поддержка предпринимателей, организаций различных форм собственности и физических лиц в связи с возникающими у них спорами.

 

Негосударственный суд – это свое­образная помощь российскому бизнесу. К сожалению, высокая загруженность государственных арбитражей мешает деловому сообществу быстро и эффективно решать сложные деловые вопросы. Я уверен, что через пять-десять лет коммерческие споры «перекочуют» в третейские суды. Сегодня, вступая в договорные отношения, и юридические, и физические лица могут внести в документ оговорку о рассмотрении возникающих споров в конкретном третейском учреждении. Если один из партнёров отказывается от этого, значит, есть повод заподозрить его в недобросовестности и нежелании выполнять свои договорные обязательства. В случае конфликтной ситуации потребуется дополнительное соглашение, подписанное сторонами спора.

 

Обычно срок рассмотрения иска в третейском суде – не более четырнадцати дней с момента принятия заявления. Суд принимает пакет документов для ответчика и направляет ему заказное письмо с уведомлением. Если в исковом заявлении есть какие-то неточности или не хватает документов, необходимых для рассмотрения спора, аппарат суда всё равно принимает иск, назначает дату рассмотрения дела и даёт сторонам время на устранение всех неточностей. В наш суд документы можно подать онлайн, по почте и лично.

 

Если у истца возникают вопросы по подготовке материалов для оформления иска, он может обратиться в отдел досудебной подготовки и получить бесплатную консультацию. Это определено регламентом суда и требованием не затягивать процедуру третейского разбирательства. В случае если ответчик не явился в суд, будучи уведомлённым о процессе, спор может быть рассмотрен без него на основании документов, предоставленных в суд. Для принятия обеспечительных мер вы также обращаетесь с заявлением в третейский суд. Его быстро рассматривают, и вы получаете определение о принятии обеспечительных мер, затем – исполнительный лист. Его выдают в аппарате Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71

В случае если проигравшая сторона откажется в добровольном порядке исполнить решение суда, сотрудник исполнительного отдела получит исполнительный лист для передачи его в Федеральную службу судебных приставов. Наши юристы  предоставляют  бесплатные консультации по взысканию денежных средств и организации исполнительного производства. Почти вся работа по документообороту ложится на Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71, а это немаловажно. Мы внимательно относимся к каждому клиенту и вникаем в суть возникающих у него проблем.

 

Ни для кого не секрет, что сегодня суды вынуждены рассматривать огромный поток однотипных дел, например, по неуплате коммунальных платежей или банковских кредитов. Почему бы с этими исками не обратиться в третейский суд? По регламенту Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 споры рассматриваются в трёх сферах. Первая – финансово-кредитная, вторая – строительно-промышленная: она подразумевает правовые отношения между заводами, строительными компаниями, поставщиками, подрядчиками, перевозчиками, предприятиями АПК и ЖКХ, и третья – споры по госзакупкам. Мы ведём разъяснительную работу с организациями и предприятиями нашего региона, предлагаем им сотрудничество. Надеемся, что в перспективе наладим взаимодействие. Обратившиеся в Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 убедятся в положительных перспективах сотрудничества с нами.

 

За два месяца работы Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 принял несколько исковых заявлений, на рассмотрение . Стороны обращения удовлетворены нашей работой. Основные споры – невыполнение договорных обязательств. Все решения выносятся на основании действующего законодательства , и согласно установленному регламенту. Думаю, в государственном арбитраже из-за его загруженности решения по рассмотрению дел  длиться по пол года, а то и больше .

 

Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)», который вступил в силу 1 сентября 2016 года, ужесточает требования к третейским судьям и судебному составу. Аппарат нашего суда отвечает этим требованиям полностью. Нашим потенциальным клиентам важно знать – решение Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 имеет такую же законную силу, что и государственного. Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 взыскивает с проигравшей стороны все судебные издержки и расходы на юридическое судопроизводство – штрафы, пени, неустойки – в полном объёме. Если же судебное решение идёт вразрез с действующим законодательством, ответчик может его оспорить в государственном арбитражном суде. Но подобных прецедентов в нашей практике не было.

 

К сожалению, региональное бизнес-сообщество мало информировано о преимуществах третейского судопроизводства. Этот пробел мы и стремимся устранить. Аппарат Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 строит свою работу на принципах законности, беспристрастности, конфиденциальности судебного разбирательства с учётом бизнес-реалий нашего времени.

 

С первого июня 2016 года вступили в силу изменения в АПК РФ 

 

1.      Досудебный порядок урегулирования споров станет обязательным в арбитражном процессе

В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 №47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»), спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
 
2.      Арбитражный процессуальный кодекс дополнен главой 29.1 «Приказное производство»
В соответствии со статьей 229.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 №47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации») судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Судебный приказ выдается по делам, в которых:
1) требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает 400 000 рублей;
2) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает 400 000 рублей;
3) заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 рублей.
Судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства.
При подаче заявления о выдаче судебного приказа сумма государственной пошлины составляет 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера.
 
3.      Арбитражный суд вправе будет выносить частные определения
При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
Частное определение арбитражного суда направляется в соответствующий орган, организацию, наделенную федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностному лицу, а в случае нарушения законодательства Российской Федерации адвокатом, субъектом профессиональной деятельности - соответственно в адвокатское образование, саморегулируемую организацию, которые в течение месяца со дня его получения обязаны сообщить о принятых ими мерах.
Неисполнение частного определения арбитражного суда влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности лиц не освобождает их от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению арбитражного суда.
 
4.      Изменится процедура рассмотрения дел в порядке упрощенного производства
Так, с 1 июня 2016 года в порядке упрощенного производства будут рассматриваться дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 500 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей 250 000 рублей. В настоящее время размер этих сумм составляет 300 000 и 100 000 рублей соответственно.
В порядке упрощенного производства независимо от цены иска будут подлежать рассмотрению дела:
1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
Решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, будет приниматься немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщаться к делу. Мотивировочное решение арбитражный суд составит только по заявлению лица, участвующего в деле.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.