Согласно новой редакции части 2 статьи 33 АПК РФ не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам:
- споры о несостоятельности (банкротстве);
- споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;
- споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
- часть корпоративных споров.
Отдельно стоит сказать о корпоративных спорах и спорах из государственных контрактов.
Большим шагом на пути развития третейского разбирательства стало прямое закрепление в законодательстве возможности рассмотрения корпоративных споров в третейском суде. Теперь по общему правилу корпоративные споры станут арбитрабельными за исключением нескольких категорий споров, прямо названных в законе. К примеру, согласно части 2 статьи 225.1 АПК РФ не могут передаваться на рассмотрение третейского суда:
- споры о созыве общего собрания участников юридического лица;
- споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью;
- споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов;
- споры, связанные с применением положений Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", касающихся сделок с заинтересованностью и приобретения / выкупа обществом акций;
- споры, связанные с исключением участников юридических лиц, и ряд иных споров.
Обращаем внимание, что арбитражные соглашения в отношении корпоративных споров могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 года. Соглашения, заключенные до этой даты, считаются неисполнимыми. Также, для того чтобы корпоративный спор мог рассматриваться в третейском суде, законодатель устанавливает ряд дополнительных требований. В частности, для рассмотрения ряда споров требуется, чтобы все участники юридического лица, само юридическое лицо и иные лица, являющиеся истцами и ответчиками, заключили арбитражное соглашение и чтобы у институционного арбитража, рассматривающего такие споры, были утверждены, опубликованы в Интернете и депонированы в Министерстве юстиции Российской Федерации правила разбирательства корпоративных споров. Стоит иметь в виду, что арбитражное соглашение о передаче в арбитраж споров участников юридического лица и самого юридического лица может быть в определенных случаях заключено путем его включения в устав.
Применительно к спорам, возникающим из государственных контрактов, необходимо отметить, что согласно новому законодательству эта категория споров становится арбитрабельной со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, на настоящий момент данные споры не подлежат рассмотрению в третейском суде, но законодатель дал надежду на то, что ситуация изменится.
Кроме того, норма о применении Закона Российской Федерации от 07.07.93 N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже, Закон о МКА) также была изменена. Напомним, что ранее действие Закона о международном коммерческом арбитраже распространялось на споры сторон, если коммерческое предприятие хотя бы одной из них находится за границей, а также на споры между российскими организациями, если хотя бы одна из них является предприятием с иностранными инвестициями.
Новая редакция, с одной стороны, расширяет сферу применения Закона, поскольку теперь в международный коммерческий арбитраж могут также передаваться споры в случаях, когда место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей. Однако, с другой стороны, из Закона исчезло указание на возможность рассмотрения споров с участием предприятий с иностранными инвестициями. Теперь в международном коммерческом арбитраже могут рассматриваться только споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей. Соответственно, как верно отмечает Ассоциация участников по содействию в развитии третейского разбирательства (далее - РАА), "предлагаемые изменения в Закон о МКА сужают сферу применения международного коммерческого арбитража. В силу этого предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные в Российской Федерации, не смогут передавать на разрешение международного арбитража (в том числе и арбитража за пределами Российской Федерации) их споры между собой, а также с иными российскими субъектами, как это допускается сейчас"
Как разъяснил КС РФ, в данном случае для отказа в выдаче исполнительного листа недостаточно факта нарушения объективной беспристрастности третейского суда (автономная некоммерческая организация, при которой создан третейский суд, учреждена стороной спора). Наряду с этим необходимо установить, что была нарушена беспристрастность третейских судей (субъективная беспристрастность). Например, выявить прямую или косвенную заинтересованность третейского судьи в исходе дела.
Отметим, что по рассмотренному вопросу ВАС РФ занимал иную позицию. По его мнению, нарушения гарантий объективной беспристрастности достаточно для отказа в выдаче исполнительного листа (см. следующие судебные акты). Данную точку зрения разделяет и ВС РФ (см., например, Определение ВС РФ от 07.10.2014 по делу N 308-ЭС14-177, А63-1982/2013).
По мнению КС РФ, беспристрастность суда обеспечивается выполнением специальных требований, которые предъявляются к третейским судьям (ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"). Так, например, третейским судьей может быть избрано (назначено) лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела и независимое от сторон. Правила формирования состава третейского суда и порядок отвода третейских судей также служат средством реализации принципа беспристрастности. Независимость третейского судьи гарантирована запретом на вмешательство в деятельность по рассмотрению спора и в принятие решения по делу органов, должностных лиц и сотрудников организации-учредителя данного третейского суда. Кроме того, между третейским судьей и стороной спора, как правило, отсутствуют трудовые и иные (административные, семейные и др.) отношения.
Кому хоть единожды приходилось сталкиваться с государственными судами, знает: разбирательство в них затягивается на месяцы, а то и на годы. Бизнесмены не могут позволить себе такую «роскошь» – потеря времени равна потере прибыли.
Президент Российской Федерации Владимир Путин два года назад в ежегодном послании Федеральному собранию поставил задачу создать нормативно-правовую базу для третейских судов. В марте этого года на съезде Торгово-промышленной палаты РФ речь шла уже о качественном применении положений нового закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который был подписан Президентом 29 декабря 2015 года и вступит в силу уже 1 сентября этого года.
В Тульской области, открылся Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71.
- В 2002 году был принят Федеральный закон № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», который установил порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации, создаваемых для разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений, без обращения в государственный суд. Задача третейского суда – поддержка предпринимателей, организаций различных форм собственности и физических лиц в связи с возникающими у них спорами.
Негосударственный суд – это своеобразная помощь российскому бизнесу. К сожалению, высокая загруженность государственных арбитражей мешает деловому сообществу быстро и эффективно решать сложные деловые вопросы. Я уверен, что через пять-десять лет коммерческие споры «перекочуют» в третейские суды. Сегодня, вступая в договорные отношения, и юридические, и физические лица могут внести в документ оговорку о рассмотрении возникающих споров в конкретном третейском учреждении. Если один из партнёров отказывается от этого, значит, есть повод заподозрить его в недобросовестности и нежелании выполнять свои договорные обязательства. В случае конфликтной ситуации потребуется дополнительное соглашение, подписанное сторонами спора.
Обычно срок рассмотрения иска в третейском суде – не более четырнадцати дней с момента принятия заявления. Суд принимает пакет документов для ответчика и направляет ему заказное письмо с уведомлением. Если в исковом заявлении есть какие-то неточности или не хватает документов, необходимых для рассмотрения спора, аппарат суда всё равно принимает иск, назначает дату рассмотрения дела и даёт сторонам время на устранение всех неточностей. В наш суд документы можно подать онлайн, по почте и лично.
Если у истца возникают вопросы по подготовке материалов для оформления иска, он может обратиться в отдел досудебной подготовки и получить бесплатную консультацию. Это определено регламентом суда и требованием не затягивать процедуру третейского разбирательства. В случае если ответчик не явился в суд, будучи уведомлённым о процессе, спор может быть рассмотрен без него на основании документов, предоставленных в суд. Для принятия обеспечительных мер вы также обращаетесь с заявлением в третейский суд. Его быстро рассматривают, и вы получаете определение о принятии обеспечительных мер, затем – исполнительный лист. Его выдают в аппарате Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71
В случае если проигравшая сторона откажется в добровольном порядке исполнить решение суда, сотрудник исполнительного отдела получит исполнительный лист для передачи его в Федеральную службу судебных приставов. Наши юристы предоставляют бесплатные консультации по взысканию денежных средств и организации исполнительного производства. Почти вся работа по документообороту ложится на Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71, а это немаловажно. Мы внимательно относимся к каждому клиенту и вникаем в суть возникающих у него проблем.
Ни для кого не секрет, что сегодня суды вынуждены рассматривать огромный поток однотипных дел, например, по неуплате коммунальных платежей или банковских кредитов. Почему бы с этими исками не обратиться в третейский суд? По регламенту Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 споры рассматриваются в трёх сферах. Первая – финансово-кредитная, вторая – строительно-промышленная: она подразумевает правовые отношения между заводами, строительными компаниями, поставщиками, подрядчиками, перевозчиками, предприятиями АПК и ЖКХ, и третья – споры по госзакупкам. Мы ведём разъяснительную работу с организациями и предприятиями нашего региона, предлагаем им сотрудничество. Надеемся, что в перспективе наладим взаимодействие. Обратившиеся в Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 убедятся в положительных перспективах сотрудничества с нами.
За два месяца работы Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 принял несколько исковых заявлений, на рассмотрение . Стороны обращения удовлетворены нашей работой. Основные споры – невыполнение договорных обязательств. Все решения выносятся на основании действующего законодательства , и согласно установленному регламенту. Думаю, в государственном арбитраже из-за его загруженности решения по рассмотрению дел длиться по пол года, а то и больше .
Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)», который вступил в силу 1 сентября 2016 года, ужесточает требования к третейским судьям и судебному составу. Аппарат нашего суда отвечает этим требованиям полностью. Нашим потенциальным клиентам важно знать – решение Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 имеет такую же законную силу, что и государственного. Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 взыскивает с проигравшей стороны все судебные издержки и расходы на юридическое судопроизводство – штрафы, пени, неустойки – в полном объёме. Если же судебное решение идёт вразрез с действующим законодательством, ответчик может его оспорить в государственном арбитражном суде. Но подобных прецедентов в нашей практике не было.
К сожалению, региональное бизнес-сообщество мало информировано о преимуществах третейского судопроизводства. Этот пробел мы и стремимся устранить. Аппарат Постоянно Действующее Арбитражное Учреждение Тульской Области-71 строит свою работу на принципах законности, беспристрастности, конфиденциальности судебного разбирательства с учётом бизнес-реалий нашего времени.
С первого июня 2016 года вступили в силу изменения в АПК РФ
1. Досудебный порядок урегулирования споров станет обязательным в арбитражном процессе